Экономика и жизнь,
20 января 2003 г.
И следующий кризис будет системным
490 просмотров
Доступ российских предприятий к инвестициям будет по-прежнему крайне затруднен, если не реформировать инфраструктуру финансовых рынков и не освободить бизнес от навязчивой опеки чиновников. Каким будет российский рынок капиталов в году будущем, что его ждет — рост, стагнация либо очередные потрясения? Эти вопросы из редакционной почты «ЭЖ» комментирует Борис Воронин, начальник отдела финансовых рынков и институтов Минэкономразвития России.
***
Искусственный спрос Уникальность законодательства, регулирующего финансовый рынок, состоит в том, что оно было создано в отсутствие реального рыночного спроса на услуги этих секторов со стороны свободного рынка. Аудит, оценочная деятельность и частично страховое дело в этом роде показательны. В качестве институтов финансового рынка они в значительной мере сегодня ориентированы на услуги, в большинстве оказываемые под давлением государственных органов. Например, исключительная «обязательность» проведения аудита при отсутствии рыночного спроса приводит к деградации качества услуг и порождает естественное недоверие к аудиторскому заключению.
Законодательная (регулирующая) деятельность государственных органов, являющихся, по сути, «отраслевыми министерствами» по отношению к части финансового рынка, на практике сводится к лоббированию полномочий и комфортности надзора, осуществляемого этим же органом. Ради этого создаются новые нежизнеспособные и нередко невостребованные институты и инструменты финансового рынка с обязательной подотчетностью именно этому «отраслевому органу». Процесс насаждения подобного регулирования «сверху» продолжается. И получается, что формально часть инфраструктуры финансового рынка уже создана. Однако ее качественный уровень невысок. ***
Инфраструктура финансового рынка должна включать:
1. Систему гарантирования (по депозитам, накопительному страхованию и взаимному кредитованию), страхования, защиты прав инвесторов. 2. Систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансовых рисков. 3. Систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка, 4. Биржевую систему, создающую новые рыночные коммуникации, стимулирующую развитие конкуренции.
Ростки «новой бюрократии»
В настоящее время регулирование и надзор осуществляются в рамках одного госоргана, что приводит к неразрешимому конфликту интересов. Обычно это выражается в разрастании надзорных функций и выливается в произвол по отношению к участникам рынка.
В такой системе саморегулируемые организации оказываются придатком — своеобразной «новой бюрократией» и не выполняют задачи по построению цивилизованного рынка. Взаимодействие СРО и государственных структур становится непрозрачным. Защита потребителя финансовых услуг не производится. В этих условиях одно лишь принятие федерального закона о саморегулируемых организациях не приведет к изменению ситуации.
Работа госорганов на финансовом рынке фактически сведена к лицензированию, то есть проверке предварительного соответствия предприятия установленным требованиям. Обязательная для его участников отчетность нередко формально «рисуется» — и инвестиционными институтами, и коммерческими банками, и страховыми компаниями. Однако для финансового рынка важнее развитие ситуации во времени, чем стартовые возможности организации. Эта проблема стала понятна и ФКЦБ России, которая предлагает решать ее, развивая систему мониторинга фондового рынка, и Банку России, начавшему пересматривать надзорные принципы.
Проблема качества и единообразного подхода к надзору в части развитых стран решается через передачу надзорных функций в единый государственный орган при реальном разделении функций надзора (непосредственные проверки, наложение штрафов и взысканий) и задач концептуального регулирования рынка. В Германии, к примеру, полномочия по надзору переданы в BAFin — единый надзорный орган на финансовом рынке.
Единый надзор способен «закрыть» пробелы и «нестыковки» на финансовом рынке, а выделение функции регулирования минимизирует произвол по отношению к профессиональному участнику. Бои на чужой территории
Отсутствие целостной политики ведет к суррогатным решениям. ФКЦБ России, не имея возможности влиять на регулирование всех секторов финансового рынка, посредством различных «добровольных кодексов» пытается воздействовать на неподконтрольные ей части финансового рынка, запуская механизмы межведомственной борьбы.
В результате появляется предложение ввести институт финансовых консультантов — очередного лицензируемого вида деятельности, которое может привести только к возникновению конфликта интересов, будет способствовать росту злоупотреблений на рынке.
Идея создать централизованную систему учета прав на ценные бумаги в России (Центральный депозитарий) — не что иное, как попытка решить проблему неработоспособности нынешней структуры через создание государственного учреждения за счет средств бюджета.
Надуманно выглядит предложение создать компенсационный фонд защиты прав инвесторов в форме общества взаимного страхования по широкому перечню рисков. Профессиональная ответственность участников фондового рынка может страховаться аналогично нотариусам — в страховых компаниях с соответствующей лицензией. Улучшение надзора сегодня во многом сводится к увеличению объема отчетности. Практика доказала, что эти меры неэффективны. Необходимо повышение гибкости работы надзора, его «интеллектуализация». Отчетность не помогает — помогает прогноз.
(с сокращениями)
Статья приведена без таблицы «Основные показатели развития страхового рынка» и диаграммы "«Регуляторы и надзиратели» и основные участники финансового рынка".
Вся пресса за 20 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Инструменты, Страховое право, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 марта 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 12 марта 2025 г.
Угонщики переквалифицировались на хищения грузовиков в 2024 году

|
|
РИАМО, 12 марта 2025 г.
Россиянам ответили, возможно ли застраховать риск попадания дрона

|
|
Финам.Ru, 12 марта 2025 г.
Позитивная годовая отчетность поддержит акции «Ренессанс Страхования»

|
|
Ведомости онлайн, 12 марта 2025 г.
Чистая прибыль компании «Сбербанк Страхование» выросла до 23 млрд рублей

|
|
Коммерсантъ онлайн, 12 марта 2025 г.
Чистая прибыль «Ренессанс Страхования» за 2024 год превысила 11 млрд руб.

|
|
Forbes, 12 марта 2025 г.
Менеджмент «Ренессанс Страхования» рекомендовал дивиденды с доходностью 5%

|
|
РБК (RBC.ru), 12 марта 2025 г.
К сервису Группы SRG для страховых агентов подключилась СберСтрахование

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 12 марта 2025 г.
Страхи агрострахования и как с ними бороться обсудили депутаты Заксобрания Новосибирской области

|
|
Интерфакс, 12 марта 2025 г.
Страховщик жизни Сбербанка запустит первую в России программу ДСЖ в марте

|
|
korins.ru, 12 марта 2025 г.
Законопроект об информировании о завершении сроков ОСАГО не согласуется с действующим законодательством

|
|
Интерфакс, 12 марта 2025 г.
Группа «Ренессанс Страхование» увеличила чистую прибыль по МСФО в 2024 году на 7,8%

|
|
Frank Media, 12 марта 2025 г.
Группа «Ренессанс страхование» увеличила прибыль в IV квартале в 10 раз

|
|
Комсомольская правда-Санкт-Петербург, 12 марта 2025 г.
Заработали 7 млн рублей: Лжесотрудники страховых компаний под предлогом оформить полис ОСАГО обманули 91 человека

|
|
Российская газета, 12 марта 2025 г.
Какие страховки могут пригодиться с наступлением тепла

|
|
zakon.kz, 12 марта 2025 г.
Государство впервые начислило премию по образовательным договорам страхования жизни

|
|
piter.tv, 12 марта 2025 г.
В Петербурге перед судом предстанет группа мошенников, продававших поддельные полисы ОСАГО

|
|
Вести Подмосковья, 12 марта 2025 г.
Россиянам рассказали о страховых рисках при попадании БПЛА

|
 Остальные материалы за 12 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|